Специальность 080502.62 "Экономика и управление на предприятии (транспорта)"

Печать

Квалификация выпускника: экономист-менеджер.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера при очной форме обучения 5 лет.

Квалификационная характеристика выпускника:

Выпускник по специальности экономика и управление на предприятии транспорта должен быть подготовлен к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования, а также к работе на научно-педагогических должностях, в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний отраслевой экономики и экономики предприятия.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

· предприятия отраслей народного хозяйства различных организационно-правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения;

· объекты инфраструктуры предприятия;

· проектные организации;

· научно-исследовательские учреждения;

· образовательные учреждения;

· органы государственного управления и местного самоуправления;

Выпускник по специальности экономика и управление на предприятии транспорта должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

· организационно-управленческая;

· планово-экономическая;

· проектно-экономическая;

· финансово-экономическая;

· аналитическая;

· внешнеэкономическая;

· предпринимательская;

· научно-исследовательская;

· образовательная.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по специальности экономика и управление на предприятии транспорта.

 

Предшествующий уровень образования абитуриента — среднее (полное) общее образование.

Перечень изучаемых студентом дисциплин

1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины:

Иностранный язык

Физическая культура

Отечественная история

Культурология

Политология

Правоведение

Психология и педагогика

Русский язык и культура речи

Социология

Философия

2. Общие математические и естественно-научные дисциплины:

Математика

Информатика

Физика

Химия

Концепции современного естествознания

Экология

Информационные технологии в экономике

3. Общепрофессиональные дисциплины:

Экономическая теория

Статистика

Бухгалтерский учет

Финансы и кредит

Менеджмент

Экономика предприятия

Маркетинг

Мировая экономика

Экономическая оценка инвестиций

Планирование на предприятии

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Документирование управленческой деятельности

Безопасность жизнедеятельности

4. Специальные дисциплины:

Экономика отрасли

Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли

Организация производства на предприятиях отрасли

Управление качеством

Экономика недвижимости

Организация предпринимательской деятельности .

Требования к уровню подготовки выпускника по специальности экономика и управление на предприятии транспорта.

Специалист должен:

- иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

- понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

- иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия.

Знать:

- теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы;

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность предприятия; законодательство о налогах и сборах; стандарты бухгалтерского учета; экологическое законодательство; основы трудового законодательства; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

- отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

- методы изучения рыночной конъюнктуры;

- отраслевую номенклатуру продукции, виды выполняемых работ и оказываемых услуг; основные технические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства отечественной продукции и зарубежных аналогов; порядок разработки и оформления технической документации;

- условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции; порядок разработки договоров с поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения;

- номенклатуру потребляемых материалов; основы технологии производства в отрасли и на предприятии; технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации, организацию обслуживания и ремонта;

- основы социологии и психологии труда;

- формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании;

- организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы;

- организацию производства в отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах;

- современные методы планирования и организации исследований, разработок;

- меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

- использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии.

Владеть:

- специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

- методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия;

- методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии;

- методами исследования затрат рабочего времени и анализа качества норм; методами нормирования труда, разработки нормативов по труду;

- методами финансового планирования на предприятии;

- методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации и управления.

А также уметь решать следующие задачи по видам профессиональной деятельности:

организационно-управленческая

· организовывать производственные процессы на предприятии отрасли;

· разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях; должностные инструкции;

· проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;

· рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;

· разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат

планово-экономическая

· разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;

· разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов (создание или реорганизация предприятия, освоение производства новой продукции или видов деятельности, технического перевооружения или реконструкции отдельных производств);

· составлять калькуляции себестоимости продукции;

· определять доходы и расходы предприятия;

· разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);

· рассчитывать сметы комплексных расходов;

· осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия

проектно-экономическая

· проводить технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

· осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций

финансово-экономическая

· разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств;

· формировать планы инвестиций;

· осуществлять финансовый анализ;

· контролировать управление оборотными средствами;

· обосновывать потребность и выбор источников финансирования;

· осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций

аналитическая

· проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия различных организационно-правовых форм;

· проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;

· определять тенденции развития предприятия;

· проводить анализ бюджетов (сметы)

внешнеэкономическая

· планировать внешнеэкономическую деятельность предприятия;

· оформлять внешнеторговые контракты предприятия, устанавливать контрактные цены;

· определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности

предпринимательская

· создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития;

· разрабатывать маркетинговую политику предприятия;

· определять конкурентоспособность предприятия;

· рассчитывать наиболее важные для предприятия налоги

научно-исследовательская деятельность

· проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; научных основ организации производства и труда;

образовательная

· использовать основные методические приемы чтения лекций, проведения практических занятий;

· применять активные методы обучения.